Абó Тбилисский [Тбилели; груз. აბო თბილელი, от араб. - отец] (757-758, Багдад - 6.01.786, Тбилиси), мч. (пам. 8 янв.); почитается как небесный покровитель и защитник Тбилиси. По происхождению араб, жил в Багдаде и занимался изготовлением благовонных мазей. В 775 г. А. Т. прибыл в Тбилиси, столицу Тбилисского эмирата, подчиненного Арабскому халифату, в свите правителя Картли Нерсе, возвращавшегося на родину после трехгодичного пребывания в тюрьме в результате клеветнического доноса. Познакомившись с христианами, А. Т. выучил груз. язык и письмо, стал изучать Свящ. Писание, вести аскетический образ жизни, посещать богослужения и постоянно искал случая принять Крещение в безопасном месте, т. к. боялся соплеменников-арабов. В 781 г. А. Т. вместе с Нерсе, вновь вызванным халифом в Багдад и во избежание расправы бежавшим в Хазарию, покинул Тбилиси и в Хазарии «принял Крещение от рук пресвитеров, ибо... в северной этой стране много селений и городов, которые живут беспрепятственно в вере Христовой» (Кекелидзе. С. 34). Спустя нек-рое время А. Т. попал в Абхазию, где жила семья Нерсе (его мать была вдовствующей царицей). Увидев благочестие жителей Абхазского царства, А. Т. принял на себя трехмесячный подвиг молчания и поста. Вернувшись в 782 г. в Тбилиси вместе с Нерсе, А. Т. уже открыто проповедовал учение Христа своим соплеменникам, за что в 785 г. был заключен в тюрьму взошедшим на престол новым эмиром. На суде он подвергся искусу богатством и славой, но остался тверд в вере. На 10-й день, в праздник Крещения Господня, А. Т. был обезглавлен во дворе эмирских палат, а тело его отвезли на общественное кладбище на скалистом берегу р. Мтквари (совр. Кура) и во избежание возможных слухов о воскресении мученика тело А. Т. сожгли. Кости и пепел были зашиты в шкуру овцы и брошены в реку. Ночью над этим местом взошла яркая звезда, а над водой «воссиял, как молния, столпообразный свет» (Кекелидзе. С. 57).
По благословению Католикоса Картли Самуила VII (780 - после 790) Иоанн Сабанисдзе, свидетель мученической кончины А. Т., написал его житие «Мученичество Або Тбилели» (786-790), признанное одним из основных источников изучения истории Грузии 2-й пол. VIII в. Оно в значительной степени восполняет краткие и сухие сведения офиц. истории Грузии (Картлис Цховреба), содержит много живых картин эпохи и дает выходящие за пределы Картлис Цховреба сведения относительно соседних с Картли стран - Абхазии (Абазгии), Хазарии, Византии и Аравии. «Мученичество» делится на 4 части («Наставление для благочестивого», «Крещение Або», «Мучение Або», «Похвала святому Або»), предваренные письмом Католикоса Самуила VII, предлагающего И. Сабанисдзе описать мучение А. Т., и ответом автора Католикосу. По мнению исследователя К. Кекелидзе, автор «Мученичества Або Тбилели» является высокопоставленным светским лицом, получившим прекрасное образование. В «Мученичестве» проводится мысль о необходимости национального возрождения Грузии в условиях араб. оккупации. Мученический подвиг А. Т., араба по происхождению и воспитанию, представляется автором как укор и назидание грузинам, «держащим христианскую веру 500 с лишним лет». В «Мученичестве» отмечается ряд заимствований: оформление текста - у свт. Василия Великого («О Святых сорока мучениках, которые пострадали в г. Севастии»), учение об именах Божих - из сочинений «Об именах Божих» Ареопагитик; композиция текста аналогична «Мученичеству Стефана Первомученика». Автор также использовал груз. жития «Мученичество Шушаники» и «Мученичество Евстафия Мцхетского» (V в.).
«Мученичество Або Тбилели» было популярно в Грузии и входило в древние литургические сборники «Мравалтави» (Многоглавы). Существуют также синаксарные редакции жития, к-рые неоднократно издавались. На месте сожжения А. Т. был воздвигнут Метехский храм, где хранилась чудотворная икона А. Т. Позже, С. В. Сафонов, получивший исцеление от иконы святого, устроил в каменной скале часовню. В 1868 г. она была возобновлена и украшена попечением М. Сабинина, в нач. XX в. разобрана, в наст. время возведена заново.